Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности

Минэнерго настаивает на платежах за резерв сетевой мощности

7 Ноября 2018

     Промышленности, видимо, все же придется полностью оплачивать резерв лишней электросетевой мощности. Как выяснил "Ъ", Минэнерго отклонило все предложения крупных потребителей, которые просили снизить будущие дополнительные расходы, и уже отправило проект постановления о плате за резерв сетей в правительство без существенных правок. Промышленное лобби, в частности, предлагало хотя бы не увеличивать платеж для владельцев собственной генерации.

     25 октября у замглавы Минэнерго Вячеслава Кравченко с участием крупных потребителей прошло совещание по введению оплаты неиспользуемого резерва сетевой мощности.
     
     Эта идея министерства вызвала шквал критических обращений крупных компаний - группы ГАЗ и "Русала" Олега Дерипаски, "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Сургутнефтегаза", "Газпром нефти" и других. В итоге вице-премьер Дмитрий Козак 9 октября поручил учесть замечания бизнеса и представить согласованный доклад в правительство.

     Речь идет о "лишней" трансформаторной мощности предприятий с потребляемой мощностью более 670 кВт. Ряд производств снизили спрос или при подключении завысили объемы будущего. Сетевые компании содержат этот излишек, но их доходы зависят не от мощности подстанций, а от объема переданной электроэнергии. С другой стороны, для новых потребителей приходится строить новые подстанции, так как у компаний с резервом мощности нет стимула от него избавляться.

     Минэнерго неоднократно пыталось решить проблему, в очередной раз тема была поднята в феврале. Сейчас предложено ввести оплату неиспользуемого резерва с 2020 года (при загрузке сетевой мощности менее 60%): сначала предлагается оплата 10% неиспользуемого объема, а с 2024 года - полная оплата. Если компания не будет платить за всю мощность, лишний резерв перераспределят в пользу других. Новые потребители с 1 июля 2019 года будут сразу платить за резерв полностью. 4 сентября эту схему поддержал Дмитрий Медведев.
     
     "Там, где есть дефицит (электросетевой инфраструктуры - "Ъ"), точно нужно вводить плату за резерв, чтобы стимулировать потребителей выбирать мощность, или отказываться от неиспользуемой мощности", - сказал Виталий Королев, заместитель руководителя ФАС 19 сентября "РИА Новости".
     
     Но бизнес счел оплату резерва экономически и технически необоснованной и указывал, что она приведет к росту затрат. В основном предлагалось отказаться от идеи либо кардинально ее переработать. Глава "Роснефти" Игорь Сечин сообщал премьеру 17 сентября (письмо есть у "Ъ"), что нефтегазодобыча в основном идет в удаленных районах, где часто нет других потребителей, которым можно передать излишки мощности. По мнению топ-менеджера, у механизма есть смысл только в регионах со значительным дефицитом сетевой мощности и достаточными резервами у потребителей. Игорь Сечин просил и об исключении для потребителей первой и второй категории надежности (должны быть подключены к двум источникам энергоснабжения, то есть с двукратным резервом), предусмотрев для них оплату лишнего резерва при фактическом потреблении менее 20% от максимума. Глава "Роснефти" также против идеи Минэнерго о выплате сетям за услуги по передаче энергии, вырабатываемой собственной генерацией (платеж добавляется к плате за резерв), так как у нефтяников много мини-ТЭС для сжигания попутного газа.

     Норму о платежах сетям за передачу выработки собственной генерации критиковал и гендиректор "Русала" Евгений Никитин в письме 1 октября Дмитрию Козаку. Как отмечал топ-менеджер, это, по сути, штрафная система для потребителей со своей генерацией, что повышает риски "сокращения производства и рабочих мест". В "Русале" добавили, что сейчас в РФ более чем в 30 моногородах у промпредприятий уже около 3 ГВт собственной генерации. При введении для нее оплаты сетям нагрузка на бизнес может возрасти на 3,5 млрд руб.

     Директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев считает, что проект Минэнерго основан на ложных представлениях об энергосистеме, и вместо решения задачи окупаемости конкретных сетевых объектов, которые часто возводятся только из-за высокой (11%) доходности строек, вводит ничем не обоснованные штрафы для всех, включая владельцев генерации и территории, где нет дефицита сетевой мощности.

     Но по итогам совещания у Вячеслава Кравченко, как говорят источники "Ъ", Минэнерго не учло ни одного из замечаний. Последняя версия проекта постановления по резерву (от 26 октября, есть у "Ъ") также не содержит изменений, о которых просили потребители, а документ отправлен в правительство. Вопрос, видимо, снова будет выноситься на уровень Дмитрия Козака. В его аппарате "Ъ" сообщили, что доклад Минэнерго не поступал, проект постановления изучают. В Минэнерго и "Россетях" "Ъ" не ответили.

     Владимир Скляр из "ВТБ Капитала" полагает, что ввод платы за резерв "не ставит крест на распредгенерации", но "подталкивает к ее полной экономической оценке - особенно рисков эксплуатационного и резервного характера". Владельцы собственной генерации могут избежать платы за резерв, если отключатся от единой энергосистемы, считает аналитик, иначе они "должны разделять бремя содержания энергосистемы со всеми потребителями, включая население".
          
     
     Источник:
     http://www.kommersant.ru