Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности

Повышение эффективности добычи нефти отвечая на вызовы

9 Октября 2018

     Налог на дополнительный доход оптимизирует налогообложение в нефтяной отрасли
     
     "Налогообложение - это могучий стимул для нефтяных компаний, который помогает развивать именно те месторождения и регионы, которые являются максимально эффективными. В этом году приняли важное решение - закон об НДД (налоге на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья). Этот закон будет максимально учитывать особенности геологии и сложности разработки, которые впоследствии можно будет учесть при реализации соответствующих проектов. Но это только первый шаг, и от того, какие налоговые льготы мы сформулируем, мы сможем перенести центр затрат и центр добычи на соответствующие регионы", - Александр Гладков, директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.
     
     "Закон об НДД позволит в пилотном режиме протестировать новые подходы к системе налогообложения и прежде всего налогообложения в финансовый результат. Мы рассматриваем этот этап как важный элемент в налоговой системе. Этот законопроект, прежде всего, направлен на стимулирование месторождений Западной Сибири. По результатам проекта будет принято решение о дальнейшем распространении на другие регионы нефтедобычи. Кроме того, мы предлагаем ещё ряд мер стимулирования для привлечения дополнительных инвестиций в нефтедобычу. Среди них механизм "аплифт" - применение повышенного коэффициента амортизации на инвестиции в Западной Сибири, стимулирование геологоразведочных работ, гринфилды - корректировка начала отсчета региональной льготы по НДПИ с момента достижения степени выработанности запасов нефти на участке недр уровня 1%, стимулирование внедрения третичных методов добычи нефти и стимулирование разработки нефтяных оторочек", - Андрей Терешок, заместитель директора департамента добычи и транспортировки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.
     
     "От Минфина мы услышали встречную инициативу - давайте заменим НДД все виды существующих мер поддержки нефтедобычи. Возможно, это тоже решение на перспективу, которое будет работать. <...> НДД может стать общим зонтиком, под который войдут все налоговые режимы", - Геннадий Федотов, вице-президент по экономике и планированию ПАО "ЛУКОЙЛ".
     
     "Мы очень долго работали над тем, чтобы внедрить НДД. Я абсолютно согласна, что это вообще не конец пути. Мы находимся в середине пути по гармонизации и повышению эффективности нашего налогового законодательства в секторе добычи. Потому что НДД введен сейчас на очень ограниченном пилоте", - Виктория Тургенева, руководитель налоговой практики по работе с компаниями нефтегазового сектора, КПМГ в России и СНГ.
     

     Необходимо стимулировать геологоразведку
     
     "Ресурсные перспективы районов традиционной добычи все еще достаточно высокие. На их долю приходится около 45 млрд тонн ресурсов категории D0-D1D2, почти 26 млрд т которых - на Западную Сибирь. Это запасы - в основном мелкие объекты, в окраинных зонах, в залежах со сложными условиями освоения - бажен, доманик, пропущенные залежи, подгазовые залежи. Перспективы крупных открытий остаются, но в основном в районах вдали от инфраструктуры. Разумеется, эти запасы надо также разведывать и вовлекать в разработку, для чего необходимо принятие мер по 2 ключевым направлениям: первое - это стимулирование геологоразведки с целью открытия новых месторождений в удаленных и краевых частях регионов традиционной нефтедобычи, и второе, - стимулирование вовлечения в освоение трудноизвлекаемых запасов", - Денис Храмов, первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
     
     "Не стимулируя сейчас геологоразведку, мы не сможем создать задел для стабильного воспроизводства минерально-сырьевой базы и стабильного уровня добычи в стране", - Дарья Козлова, руководитель направления "Технологии, разведка и добыча нефти" VYGON Consulting.
     
     Проблемы
     
     Сокращение добычи на традиционных месторождениях, истощение ресурсной базы
     
     "Добыча нефти по Западной Сибири - около половины российской добычи суммарно. <...> На протяжении последних 8-10 лет падение добычи по региону составило в среднем 2-3% в год. Если эти темпы падения не удастся снизить, то через 10 лет добыча по Западной Сибири суммарно снизится на 50 млн тонн. <...> Быстро нарастить (нефтедобычу - Ред.) за счет гринфилдов, морских месторождений, шельфов невозможно", - Геннадий Федотов, вице-президент по экономике и планированию ПАО "ЛУКОЙЛ".
     
     "Понятно, что увеличения или улучшения ресурсной базы ожидать не приходится. Если мы хотим соответствовать посылам руководителей нашей страны и компаний о поддержании добычи и роста, то что-то с ресурсной базой в перспективе 7-10 лет нужно делать обязательно", - Алексей Говзич, исполнительный директор по новым технологиям, ООО "Газпромнефть НТЦ".
     
     Несовершенство системы поддержки производителей
     

     "У меня такое впечатление, что получение льгот становится стратегической целью. <...> Мы идем по очень простому сценарию - добыть как можно больше, а потом будь что будет. <...> Давайте продолжать раздавать льготы - отлично, хорошая идея, мы выйдем на какой-то пик добычи, потом с него стремительно начнем падать. <...> У нас 15 млрд тонн запасов, которые уже льготируются", - Алексей Сазанов, директор департамента налоговой и таможенной политики, Министерство финансов Российской Федерации.
     
     "Когда много льгот, это означает, что режим изначально неверный", - Михаил Орлов, партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования, КПМГ в России и СНГ.
     
     Несовершенство налогового регулирования
     
     "Если посмотреть на текущую экономику проектов, то себестоимость для Западной Сибири - порядка 6 тыс. рублей на тонну, а налоги - более 20 (тысяч - Ред.). Соответственно, чудес не бывает, горногеологические условия ухудшаются, поэтому доля пирога, когда мы можем позволить взимать себе такие высокие налоги с действующих проектов, постепенно будет уменьшаться. Государство должно быть к этому готовым", - Денис Борисов, директор, Московский нефтегазовый центр, EY.
     
     Устаревшая система регулирования выработанных скважин
     
     "Есть еще довольно большая и достаточно сложная система регулирования, которая относится к скважинам, которые работают достаточно давно, выработаны, которые при одной цене на нефть рентабельны, при другой - нерентабельны. <...> Компании видят, какие скважины необходимо было бы выключить, какие было бы необходимо в определенный момент включить. Но система регулирования у нас такова, что выключить скважину мы больше чем на 6 месяцев не можем. Мы после 6 месяцев должны перевести ее на консервацию. Перевод на консервацию стоит денег <...> На самом деле таких скважин все больше и больше, и с этой системой регулирования надо что-то делать", - Алексей Кондрашов, cтарший советник, The Boston Consulting Group.
     
     Сложность прогнозирования развития отрасли в условиях стремительного развития технологий
     
     "Я застеснялся задать вопрос, зачем нам нужно 550 млн тонн добычи с учетом того, что планировали значительно меньше. <...> Единственный ответ, который я для себя могу сформулировать, - через 5-6 лет, может быть, нефть вообще не нужна будет. Бесполезно сейчас экономить и делать более низкую добычу нефти, рассчитывая добывать ее еще 70 лет с учетом того, что через 10 лет альтернативные источники энергии поставят крест вообще на нефти как основной энергетической отрасли", - Михаил Орлов, партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования, КПМГ в России и СНГ.
     

     Решения
     
     Совершенствование технологий добычи
     
     "Наш технологический прорыв - технология химических мун (применяются для дополнительного извлечения нефти из сильно истощенных, заводненных нефтеносных пластов с рассеянной, нерегулярной нефтенасыщенностью). Несколько лет назад "Газпромнефть НТЦ" совместно с специалистами "Шелл" провела успешное тестирование химического метода увеличения нефтеотдачи. Обводненность сократилась с 98% до 88%. Произошел прирост дельта КИНа (коэффициент извлечения нефти) на 17%. Используя этот способ, мы могли бы до 2030 года дополнительно добыть до 40 млн тонн нефти, а в долгосрочной перспективе прирост может составить 70-100 млн тонн. Ограничительные факторы для технологии: стоимость химикатов (но здесь мы сотрудничаем с российскими производителями, в частности с компанией "Сибур") и второй фактор - экономический. Здесь требуется дополнительное льготное налогообложение. Инициатива поддерживается на уровне Правительства РФ, есть надежды, что в 2019 году на эту технологию мы обратим более пристальное внимание", - Алексей Говзич, исполнительный директор по новым технологиям, ООО "Газпромнефть НТЦ".
     
     Оптимизация регулирования
     
     "Надо больше внимания уделить мелким месторождениям, изучить опыт Республики Татарстан. Ведь у них в 1997 г. было то же самое - 17 лет падала добыча нефти, пока не передали малым компаниям 67 месторождений и не сделали адресную налоговую систему", - Елена Корзун, генеральный директор, Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций "АссоНефть".
     
       
     Источник:
     https://finance.s-kon.ru