Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности
Системы управления стандартами в промышленности

Зачем менять нормативы для городской среды

9 Февраля 2018

     В течение месяца АИЖК совместно с Минстроем и КБ "Стрелка" представят несколько свежих СНиПов, СанПиНов и других норм для новых стандартов городской среды. Касаться они будут, прежде всего, благоустройства. Директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина рассуждает, зачем это надо, и в чем здесь кроется опасность.
     
     В России действует целая система стандартов: стандарты строительные, государственная система - бывшие ГОСТы, а также система санитарных нормативов, которые обеспечивают качество среды, качество жизни людей. Все они принимались в достаточно широкий исторический период. Ведь любой норматив требует времени для разработки, утверждения и адаптации. В итоге на сегодняшний день у нас оказалось в действии огромное количество нормативов, которые регулируют процесс жизнеобеспечения города. Ведь городская жизнь многообразна, и этих нормативов множество. Одних только СанПиНов наберется огромная папка. Есть посвященный в целом городской среде, есть - состоянию воздуха, уровню шума, качеству воды, требования к детским садам, гаражам, к жилым зданиям. И когда проектировщики начинают заниматься формированием городской среды, им приходится принимать во внимание все эти нормативы.
     
     Я приведу маленький пример из практики. Когда я работала в Генплане, у нас тогда проходила реконструкция больниц в Москве. А в СанПиНе записано, что 50% территории больницы должно быть озеленено. Это, конечно, очень правильное решение. Но в современных условиях это требование соблюсти очень трудно. И потом - почему этот норматив был введен? Раньше люди лежали в больнице достаточно долго, и была потребность гулять, была масса оздоровительной деятельности. А сейчас в больнице лежат меньше. Поэтому все это озеленение оказалось невостребованным.
     
     Аналогичная ситуация складывалась с детсадами: раньше по нормативам также должно было быть 50% площадей детсадов озеленено. В этом, безусловно, есть определенный смысл. Но когда в стране в спешном порядке пришлось строить детские сады, чтобы вместить всех желающих, от этих нормативов отказались.
     
     Понятно, что все эти нормативы принимались из лучших побуждений и исходя из существовавшей на тот момент практики понимания городских проблем. Но сейчас жизнь сильно изменилась. И, естественно, многие нормативы ограничивают развитие города. Потому что те требования, которые были выполнимы тогда, сейчас становятся достаточно серьезными обременениями. В Москве соблюдать такие требования особенно непросто, и во многом они не выполняются. Поэтому Москва недавно подготовила перечень из более 30 документов, которые необходимо отменить.
     

     Снова приведу пример. Классический СНиП по санитарно-защитным зонам. Им предусмотрено создание санитарных зон от 1 тыс. до 50 метров. Допустим, для мусоросжигательного завода норма - тысяча метров. Но где вы сможете найти такую площадку, где можно было бы сделать санитарно-защитную зону в 1 км? И, на самом деле, этого и не надо делать сейчас. Есть такие примеры зарубежных стран, где вовсе не требуются санитарно-защитные зоны, за исключением каких-то аварийных ситуаций или чисто психологического дискомфорта. Потому что технологии очень сильно изменились. И существующий СНиП очень ограничивает проектирование подобных объектов.
     
     Поэтому желание видоизменить нормативы давно сформировано в системе развития города. Этими изменениями сейчас и занимается КБ "Стрелка".
     
     Особенно эти изменения будут актуальны в условиях реновации. Естественно, такой мощный проект не сможет вписаться в старые нормы.
     
     С другой стороны, такой лихой пересмотр всех нормативов может привести к определенным проблемам. В той же Японии санитарные зоны практически отсутствуют, поскольку у них существует очень серьезная система контроля уровня выбросов, сбросов. Но вот случилось ЧП на атомной станции - и пострадало много людей. Тут надо найти золотую середину, чтобы система стала более гибкой, но в то же время чтобы она не пустила все процессы совсем уж в свободное плавание.
     
     Понятно, что создание города требует учета разных ситуаций. Поэтому основы нормирования должны быть соблюдены. Пересмотр нормативов необходим. Но с учетом новых подходов к их реализации. Это не должно делаться в закрытом порядке. Надо активно советоваться со специалистами, чтобы не получилось вседозволенности: строим, где хотим, что хотим, как хотим.
     
     
     Источник:     
     https://www.radidomapro.ru/